Обзор рынка
    Профессиональный взгляд

    Мода в outdoor

    Взгляд в будущее

    Рассматриваем тренды, формирующие облик современного outdoor, даем краткий обзор наиболее интересных новинок, удостоенных престижной премии ISPO Award2019, размышляем о том, как выглядеть модно на природе и в городе

    Современные визуальные тренды

    Информационный поток, получаемый нами сегодня, на 90 % состоит из визуальной информации. Смартфоны, планшеты, ноутбуки и другие гаджеты непрерывно снабжают нас новыми образами и давно стали неотъемлемыми инструментами жизнедеятельности.

    Однако результаты всеобщей виртуализации все чаще становятся для нас источником дискомфорта. Огромный поток новостей и ежеминутная смена информационных образов, зачастую со взаимоисключающим содержанием, оказывают не самое лучшее воздействие на наше эмоциональное состояние.

    В результате мы стремимся избавиться от всего лишнего и подсознательно выбираем «чистые» продукты. Чем меньше визуального шума в дизайне, тем лучше.

    Меньше сегодня значит больше в значении «выгоднее, лучше». Вот почему именно минимализм остается основным направлением развития современного дизайна во всех областях.

    Основной признак минимализма в дизайне — наличие «воздуха», но обязательно в идеальном окружении. Именно поэтому в современной outdoor-одежде большое внимание уделяется фактурам и формам.

    Развивается футуристическое направление. В тренде металлизированные и другие, необычные по фактуре, «идеальные» и технологичные поверхности, имитирующие кожу, жидкость, металл. Кроме того, дизайнеры часто прибегают к использованию чистых и одновременно сложных геометрических форм, 3D-мотивов, голографических нанесений и других непривычных решений.

    Новые тренды в моде outdoor

    Все эти приемы позволяют приблизить продукт к образам мира будущего, полного технологий и автоматизации, от которых мы еще слишком далеки и представляем только по фантастическим фильмам.

    Современный дизайн спальных мешков

    В современных цветовых решениях часто используется градиент, имитирующий мягкий свет космического, футуристического мира, а также светящиеся и полупрозрачные фактуры. Актуальны светло-серые и белые тона.

    Со многими современными тенденциями в outdoor-одежде и экипировке можно ознакомиться на специализированных мировых выставках, таких, например, как крупнейшая ISPO, ежегодно проходящая в Германии.

    Новинки ISPO 2019

    Одна из упомянутых тенденций — сочетание технологий и футуристического дизайна. Ее в числе прочих инноваций демонстрировали на выставке ISPO 2019, прошедшей в начале февраля в Мюнхене. Среди финалистов и победителей престижной премии ISPO Award 2019 немало изделий с ярко выраженными футуристическими мотивами.

    Финалист ISPO Brandnew 2019 (Apparel): PATRONACE — новый лейбл с уникальной концепцией представил функциональную городскую одежду необыкновенной эстетики

    Финалист ISPO Brandnew 2019 (Apparel): PATRONACE — новый лейбл с уникальной концепцией представил функциональную городскую одежду необыкновенной эстетики

    Пример зонального подхода. Gold Winner ISPO Award 2019, Snowsports (Apparel): CTM Baselayer Hood Long Sleeve от бренда Craft

    Пример зонального подхода. Gold Winner ISPO Award 2019, Snowsports (Apparel): CTM Baselayer Hood Long Sleeve от бренда Craft

    Однако в outdoor на первом месте всегда стоит функциональность, поэтому жюри ISPO чаще отдавало предпочтение изделиям менее инновационным с точки зрения дизайна, но с высоким уровнем функциональности.

    Продукт года ISPO Award 2019, Snowsport: суперэластичная куртка SOTA HS от бренда Mammut

    Продукт года ISPO Award 2019, Snowsport: суперэластичная куртка SOTA HS от бренда Mammut

    Экологичность

    Стоит также отметить, что в этом году ISPO прошла под девизом Sustainability, что означает сохранение устойчивости окружающей среды и обеспечение ее экологической целостности.

    Человек продолжает искать способы соединения гуманного отношения к природе и технологичности. Все чаще модными становятся не просто качественные продукты, а те изделия, при производстве которых не наносится ущерб экологии. Сегодня экологичность  — один из самых модных трендов.

    Разработчики спального мешка Biopod DownWool Nature на ISPO 2019

    Разработчики спального мешка Biopod DownWool Nature на ISPO 2019

    Продуктом года в сегменте outdoor жюри премии выбрало спальный мешок Biopod DownWool Nature молодого баварского бренда Grüezi Bag. От упаковки до последней кнопки этот спальник состоит на 100 % из натуральных, экологически чистых материалов.

    В сегменте urban победителем стала экологичная биоразлагаемая обувь — ботинки Sordo от компании Berg Outdoor. Как уверяют производители, после завершения использования такой обуви при благоприятных условиях окружающей среды она полностью разлагается всего за полгода. При этом служить такие ботинки будут в течение многих лет.

    Биоразлагаемые ботинки Sordo Berg Outdoor

    Биоразлагаемые ботинки Sordo Berg Outdoor

    Под влиянием нового тренда современные потребители стали чаще обращать внимание на значки экологической безопасности. Поэтому все больше производителей стремятся изготавливать изделия из вторично переработанного или натурального сырья. Вот почему эта тема так или иначе затрагивалась в экспозициях практически всех участников ISPO 2019.

    Экологические тренды в outdoor

    Специалисты по мембранам SympaTex на глазах у публики перерабатывали собранные волонтерами на выставке пластиковые бутылки. Бренд Vaude представил флисовую куртку из древесных волокон, а также куртку, материал которой на 100 % состоит из продуктов вторичной переработки. The North Face представил новый экологичный водозащитный материал Futurelight, превосходящий все существующие аналоги по паропроницаемости.

    Мешок для стирки GUPPYFRIEND™ не пропускает микроволокна в сливаемую из стиральной машины воду

    Мешок для стирки GUPPYFRIEND™ не пропускает микроволокна в сливаемую из стиральной машины воду

    Стоит также отметить, что разрабатываются и различные приспособления для уменьшения загрязнения Мирового океана микрочастицами, отравляющими подводных обитателей. Например, специальные пакеты для стирки отфильтровывают 99 % микроволокон, которые образуются в стиральной машине и, минуя фильтры очистных сооружений, попадают в океан.

    Цифровизация

    Еще один девиз выставки ISPO 2019 — Digitalization, или Цифровизация. Развитие информационных технологий, появление всевозможных приложений и цифровых систем стремительно приближают нас к эпохе так называемых smart-изделий. Предметов одежды со встроенными электронными элементами появляется все больше. При этом функции у них могут быть совершенно разными: обогревающими, световыми, контролирующими физическое состояние человека.

    В условиях бурно развивающегося технического прогресса всем понятно, что smart-изделия — продукт будущего. Именно поэтому немало таких изделий были отмечены жюри ISPO Award.

    Например, победителем категории Wearables ISPO Brandnew 2019 стал бренд diPulse, предлагающий одежду с интегрированной системой нейромышечной электростимуляции (NMES), которая отслеживает производительность тренировки, стимулирует определенные области мышц (от разминки до восстановления), а также благодаря специальному приложению позволяет взаимодействовать с социальными сетями.

    Одежда diPulse с системой нейромышечной электростимуляции (NMES)

    Одежда diPulse с системой нейромышечной электростимуляции (NMES)

    Одним из финалистов этой же категории стал немецкий бренд Norm, цель которого, со слов представителей, не ограничивается выводом на рынок еще одной нагреваемой куртки. Разработчики бренда решили изменить взаимодействие потребителя со smart-изделиями, сделать его интуитивно более понятным и простым, показать, что smart-текстиль может сыграть большую роль в нашей жизни в будущем, и продемонстрировать, как привлекательный дизайн может сделать новые технологии подходящими для широкого использования.

    Представленное изделие — куртка Norm Project MJ1, которая может, например, регулировать температуру пододежного пространства, подавать световые сигналы поворота, если ее использует велосипедист, и имеет ряд других, непривычных для одежды, свойств.

    Электрифицированная куртка Norm Project MJ1

    Электрифицированная куртка Norm Project MJ1

    Диффузия город-outdoor

    В современном мире продолжается глобальное наступление индустрии активного отдыха. Многие outdoor-бренды сегодня выпускают городские коллекции. Спортивный стиль завоевывает fashion-пространство. Потребитель стремится к удобству и комфорту, поэтому даже для города он выбирает удобную, непромокающую одежду, в которой не вспотеешь и не замерзнешь.

    Кроме того, мы нуждаемся в изделиях, подходящих для любой ситуации: дома, на работе, в городе или на природе. Широкое использование спортивной одежды в повседневной жизни привело к стремительному росту популярности стиля Athleisure (от англ. athletics — спорт и leisure — досуг), который в первую очередь базируется на спортивном стиле и продолжает оставаться одним из ведущих трендов.

    Современные аутдорные городские коллекции представляют собой некий симбиоз fashion и outdoor. Как правило, это все-таки outdoor-изделия, которые адаптированы для города. Они не имеют лишних функциональных элементов, увеличивающих стоимость изделия, и производятся в цветах и фактурах, позволяющих не выделяться в городской среде. А роднят с outdoor эти коллекции «умные» материалы, эргономичные конструкции и продуманные детали.

    Fashion-дизайнеры со своей стороны активно используют водонепроницаемые молнии или молнии, их имитирующие. Популярностью пользуются клееные и бесшовные технологии, а также другие элементы родом из outdoor. Таким образом, процесс диффузии имеет двусторонний характер: от outdoor-одежды и обуви к городской и в обратную сторону.

    В целом же outdoor-дизайнеры, как и дизайнеры fashion-индустрии, стараются создавать продукты, соответствующие не только утилитарным, но и эстетическим запросам общества — продукты с высоким уровнем функциональности и соответствующие модным трендам. Но как бы ни была важна функциональность в изделии, эстетика играет очень важную роль.

    Источники вдохновения для новых идей. Взгляд в будущее

    Очень много задач ставят перед собой современные дизайнеры. Но откуда берутся идеи? В условиях повышенного интереса к экологии и природе дизайнеры и технологи часто черпают новые идеи в мире животных и вдохновляются «технологиями», подсмотренными у растений и даже неживой природы. Есть мнение, что природа уже все придумала, а нам надо лишь разгадать и повторить ее достижения.

    К примеру, идея климатической мембраны. Кишки морских животных издавна использовались эскимосами для создания непромокаемой одежды и являются прямым прототипом мембран для водонепроницаемых изделий. Даже их фактура вдохновляет дизайнеров на создание внешне подобных изделий. Считается, что такие парки появились не менее 5000 лет назад, а это значит, что эскимосы изобрели непромокаемую одежду задолго до появления пластмасс в середине XX века. Как материал кишка очень близка к мембране — она не только водоустойчива, но и паропроницаема.

    Парка из сушеной тюленьей кишки. Музей Гонолулу, Гавайские острова

    Парка из сушеной тюленьей кишки. Музей Гонолулу, Гавайские острова

    Вдохновляясь образами природы, дизайнеры придумали и застежку велкро (липучку), прообразом которой стали обычные колючки репейника.

    А изучение кожи акулы привело к разработке материала для плавательных костюмов. Наличие особых зубчиков на коже акулы предотвращает формирование микрозавихрений водяного потока и таким образом повышает скорость пловца.

    Колючки репейника, кожа акулы под микроскопом и жук из пустыни Намиб

    Колючки репейника, кожа акулы под микроскопом и жук из пустыни Намиб

    Много чего еще существует в природе, что мы только начинаем понимать и внедрять. Возможно, когда-нибудь исследование покрытия панциря жука из пустыни Намиб приведет нас к тому, что мы сможем собирать воду из воздуха даже в пустыне. А может быть, научимся наращивать одежду подобно тому, как природа создает кожу. Дизайнерам есть к чему стремиться в будущем.

    Рекомендации о том, как выглядеть модными

    А сегодня? Что же нужно выбрать, если мода для нас все-таки много значит? Вот основные рекомендации для тех, кто хочет быть в тренде, отправляясь на природу:

    • Вы непременно будете выглядеть модными, если рассказ о ваших вещах будет не менее интересным, чем их внешний вид. Поведайте друзьям о паропроницаемости, влагоотводящих, холодящих, энергосберегающих и других высокотехнологичных свойствах вашей одежды, и друзья непременно захотят такую же.

    • Зональность — тоже очень модный и высокотехнологичный тренд. Дизайнеры создают все новые и новые продукты, в которых характеристики материала или утеплителя меняются в зависимости от того, в какой части изделия они используются.

    • Помогут выглядеть модно изделия, которые словно по волшебству будут появляться из ниоткуда: «вырастать» из маленького объема в большой, трансформироваться из одного изделия в другое.

    • Модными будут изделия легкие на вид, с облегченной фурнитурой и обладающие действительно минимальным весом. Особенно если они выполнены из полупрозрачных, невесомых, воздушных, на первый взгляд даже хрупких, но при этом прочных материалов.

    • В моде минималистичный и лаконичный дизайн: швы без отстрочек, внутренние конструкции регулировок, однотонные решения (или решения в полутон) — одним словом, почти полное отсутствие раздражающих глаз элементов. При этом особое внимание уделяется тактильным ощущениям.

    • Вещи с минимальным количеством швов, безниточные швы, клеевые технологии соединения элементов конструкции тоже помогут вам выглядеть модно. Особенно если у изделий необычное формообразование, сложные фактуры и 3D-текстуры.

    • После почти тотального господства синтетики в моду буквально ворвались изделия из натуральных материалов или из переработанного сырья. Очень модно носить вещи, произведенные без ущерба для окружающей среды.

    • Все громче заявляют о себе так называемые smart-изделия. Они выполняют необычные для одежды функции — информируют, подогревают, освещают, контролируют мышечный тонус… Выглядеть слегка андроидом — тоже очень модная тенденция

    • Современная городская мода благодаря outdoor становится активнее и технологичнее. Вы непременно будете выглядеть модно и чувствовать себя комфортно, если сумеете составить из своего гардероба функциональный и лаконичный образ. Особенно если одежда с городским дизайном выполнена из технологичных материалов.

     

    Зоя Спирина,

    дизайнер одежды и снаряжения для outdoor

    Поделиться: