Новый проект, новый Гиннесс. В планах команды HRM — мировой рекорд высоты на автомобиле-прототипе
Кто-то из великих сказал, что если из истории человечества убрать всего несколько выдающихся умов, то современный мир превратится в дикие племена варваров. Прогресс устроен таким образом, что наиболее яркие и перспективные идеи и изобретения рождаются в головах гениальных одиночек и поначалу обществом отвергаются. Так было и с автомобилем. Появление в XIX веке на дорогах Европы первых более или менее удачных самобеглых экипажей привело к протестам общественности и принятию ограничительных мер, одной из которых стал печально известный закон “Locomotive Acts”. Сегодня этот юридический казус иначе как курьезным не назвать, но всего лишь 150 лет назад он требовал, чтобы перед движущимся автомобилем непременно шел человек, размахивал красным флагом и дул в специальную дудку, предупреждая всех о приближении опасности.
Команда, о которой пойдет речь ниже, как раз из тех, кто двигает прогресс, не обращая внимания на стереотипы, условности и нелепые ограничения. По крайней мере, в области спорта и экстремальных достижений.
High Rise Motors — сердца и моторы
HRM (High Rise Motors — «высокогорные моторы») — это коллектив амбициозных альпинистов, одних из лучших российских профессионалов-восходителей. Каждый проект команды по-своему уникален. В 2015 году они совершили труднейшее и очень опасное первовосхождение на вершину Thulagi Chili (7059 м), о котором мы писали в статье «Покорение Тулаги». Их планы на 2016 год связаны с рекордным автовосхождением на гору Музтаг-Ата (7546 м) в Китае. На такую высоту не поднимался еще ни один автомобиль, и этот проект изначально нацелен на Книгу рекордов Гиннесса.
Экспедиция намечена на август-сентябрь 2016 года и продлится около двух месяцев. Успех этого восхождения не вызывает сомнений, так как его организаторы — опытные альпинисты и трофи-рейдеры, которые не раз реализовывали на деле свои вполне фантастические замыслы. Иными словами, красные флаги ограничений не для HRM.
На пути к Гиннессу
Трудно сходу восстановить мировую историю покорения горных вершин на автомобилях, но по Книге Гиннесса можно проследить, как боролись внедорожники за высотные рекорды последние 20 лет.
Интересно, что первый рекорд был установлен в 1997 году российскими альпинистами. Команда, в которую вошли Александр Абрамов, Олег Богданов, Николай Никульшин, Александр Копылов, Сергей Бабенко и немало других ярких альпинистов, совершила автовосхождение на вершину Эльбруса, поднявшись на высоту 5621 м на Land Rover Defender. Это была очень рискованная и технически сложная экспедиция. Дополнительной трудностью стало то, что альпинисты взяли практически стандартный внедорожник без специальной подготовки, а опыта использования подобных автомобилей в горах не было. Машину все время приходилось тянуть то и дело ломающейся лебедкой. Дошло даже до того, что к внешним сторонам передних колесных дисков были прикреплены еще одни — для наматывания тросов...
Land Rover, покоривший Эльбрус. До и после
Спуск машины оказался аварийным. Пилот успел выпрыгнуть, но Land Rover улетел вниз. Тем не менее экспедиция завершилась успешно, и достижение команды было отмечено международным сертификатом Книги рекордов Гиннесса в рубрике «Наиболее высокогорное восхождение в мире на автомобиле».
High Rise Motors — это высокогорные моторы, и это не только двигатели машин, но и наши сердца.Из интервью Руслана Кириченко для Membra
Спустя пару лет другая российская команда решила побить рекорд 1997 года. В августе 1999-го в рамках проекта «Тибет-99» из Петербурга стартовала экспедиция на двух автомобилях: «Ниве» ВАЗ-2131 и минивэне ВАЗ-2120 «Надежда». В состав команды вошли питерские альпинисты Георгий Котов, Сергей Тюльпанов, Александр Дубовиков, Виктор Плескачевский, Павел Недорезов и Джефф Шеа и Ли Хинтон (США).
Участники экспедиции «Тибет-99»
Команда решила не просто забраться выше всех, но и доказать, что машины могут подняться на высоту более 5 тысяч метров своим ходом, не используя тросы и лебедки. Им удалось подняться до отметки 5726 м, однако сама вершина осталась непокоренной. Не добрав всего лишь 30 м, пришлось возвращаться назад, так как дорога у самой вершины стала непроходимо узкой. Эта экспедиция также получила сертификат Гиннесса, и их рекорд держался до 2004 года.
В 2004 году отметки 5751 м достигла экспедиция «Алтай–Гималаи» под руководством опытного российского оффроудера Александра Трушникова. Этот проект готовился долго и тщательно и завершился еще одной победной строчкой в знаменитой Книге рекордов.
Лавры чемпионов автовосхождений не давали покоя не только российским, но и зарубежным экстремалам. В начале 2005 года концерн Volkswagen привлек целый коллектив научных специалистов для разработки маршрута, который мог бы побить рекорд 2004 года и одновременно прославить Volkswagen. И они добились своей цели. Был детально продуман технический план экспедиции и не менее тщательно выбрано место для соревнований — вулкан Охос-дель-Саладо в пустыне Атакама в Чили, который считается одним из самых высоких на Земле вулканов и второй по высоте вершиной Южной Америки. На его склонах начались азартные автовосхождения, перехватывающие друг у друга рекордные метры.
В январе 2005-го команда VW Touareg на внедорожнике Volkswagen Touareg с чемпионом Европы по трак-триалу Рональдом Борманом за рулем достигла отметки 6080 м на Охос-дель-Саладо. Но уже в марте того же года внедорожник Toyota Land Cruiser Prado, пилотируемый известным немецким путешественником Матиусом Ешке, одолел высоту 6358 м. Весной 2007-го этот же пилот поднялся на 6642 м на Jeep Unlimited. Казалось, это предел сил и возможностей. Восхождение на Jeep было настолько сложным, что сомнений не оставалось — выше уже не подняться никому. Тем более, как выяснилось, прямой путь на вершину вулкана на этой отметке обрывается.
Чилийский рекорд
Но уже буквально через пару месяцев, 21 апреля 2007 года, два чилийца — Гонзало Браво (Gonzalo Bravo) и Эдуардо Каналес (Eduardo Canales) на модифицированном Suzuki Samurai 1986 года выпуска нашли обходной путь на вершину Охос-дель-Саладо и получили свои 6688 м. До настоящего времени их достижение никто не превзошел.
— Может быть, будет двухметровая стена, которую придется выпилить бензопилой. — Вы готовы даже изменить рельеф? — А что делать? Раз нам предстоит ломать мир, так почему бы не сломать кусок льда.Из интервью Руслана Кириченко для Membra
Однако история автовосхождений продолжается, и один из основателей команды HRM Руслан Кириченко полагает, что в случае успеха на Музтаг-Ата их рекорд станет действительно последним: выше 7546 м человек и машина вряд ли смогут добраться в обозримом будущем. Все вершины выше этой отметки для современной четырехколесной техники практически недосягаемы.
Team Spirit
На сегодняшний день определено минимально необходимое число членов команды — 13 человек. Это своего рода штатное расписание, в котором каждому участнику отводится своя роль. Пилоты, альпинисты, штурманы, механики, врачи — вот неполный список профессиональных специализаций восходителей. Однако от пилотов — непосредственных участников восхождения — требуется сочетание как профессиональных технических навыков высотного альпинизма, так и изрядного опыта экстремального вождения.
Очевидно, что подобных профессионалов найти непросто, но организатор и идейный вдохновитель проекта HRM Руслан Кириченко именно из таких. За его плечами восхождения на Манаслу (8156 м), Тулаги (7059 м), Латок I (7145 м), пик Энгельса (6510 м), Аксу (5217 м). Руслан — мастер спорта России по альпинизму и опытный трофи-рейдер, на счету которого рекордное автовосхождение на высшую точку Восточной Сибири Монгун-Тайга (3976 м) в 2014 году.
В команде HRM задействованы также одни из лучших петербургских альпинистов: заслуженные мастера спорта России по альпинизму Евгений Виноградский и Николай Тотмянин, мастер спорта международного класса по альпинизму Валерий Шамало, мастера спорта по альпинизму Алексей Лончинский и Иван Дождев.
Евгений Виноградский, Валерий Шамало и Николай Тотмянин имеют немалый опыт восхождений на высоту более 8000 м. Евгений Виноградский поднимался на восьмитысячники 20 раз, в том числе 5 раз на высшую точку планеты Эверест (8848 м). Из 14 главных восьмитысячников Земли Виноградский был на семи. Николай Тотмянин дважды совершил восхождение на Эверест, среди его побед покорение вершин К2 (8614 м), Канченджанга (8586 м), Тхалагири (8060 м). На счету Валерия Шамало более 242 восхождений, среди которых Гашербрум 1 (8080 м), Гашербрум 2 (8034 м), Манаслу (8156 м), Броуд-Пик (8051 м). Николай Тотмянин и Алексей Лончинский — обладатели высшей международной премии в альпинистском сообществе Piolet d`Or («Золотой ледоруб»).
Однако успех такого амбициозного проекта в не меньшей степени зависит и от рядовых членов команды, если вообще слово «рядовой» применимо к участнику рекордной экспедиции. Разведка и прокладка маршрута, подготовка лагерей и станций, техническое обеспечение — вот лишь малая часть работы альпинистов и механиков команды.
Маршрут
Что общего между вершиной горы Музтаг-Ата в Китае и Исаакиевской площадью в Петербурге, если, конечно, не обращать внимание на снег, который и там, и там лежит почти круглый год?
Обе эти точки на карте свяжет в 2016 году нитка маршрута команды HRM. Именно с Исаакиевской площади в центре Питера стартует шестидесятидневный автомобильный рейд длиной в тысячи километров и высотой в тысячи метров через три страны — Россию, Казахстан и Китай.
В автомобилях экспедиции разместятся члены команды HRM, необходимое снаряжение и все, что может потребоваться в пути как самим участникам, так и их машинам. А самое главное транспортное средство — специально подготовленный для штурма вершины прототип — отправится к подножию Музтаг-Ата на прицепе, так как дороги общего пользования для него закрыты. Этот профессиональный колесный «инструмент» предназначен для высокогорных подвигов и не соответствует практически никаким требованиям к обычной дорожной технике.
Предполагаемые маршруты автовосхождения команды HRM на вершину Музтаг-Ата
Экспедиция преодолеет многие тысячи километров до китайского Кашгара и доберется своим ходом до места организации базового лагеря, но дальше и выше поедут только трое: два пилота-альпиниста и их высокогорная машина. От базового лагеря начнется самая главная часть маршрута — крутой и технически сложный горный участок, длиной около десяти километров. На нем и предстоит проявить себя в полной мере как четырехколесному восходителю, так и его экипажу.
Крутизна подъема на языке дорожных знаков — 100 %
Поднявшись на вершину Музтаг-Ата высотой 7546 м, механизированные альпинисты зафиксируют, таким образом, новый мировой рекорд.
Но чтобы добраться до вершины, команде потребуется как альпинистское, так и особое драйверское мастерство. Техника управления машиной на каменистых и заснеженных горных склонах мало чем напоминает обычную езду по пересеченной местности. В высокогорье от пилота требуются особое чутье и опыт, который невозможно получить даже в экстремальных трофи-рейдах. Например, вряд ли где-то можно научиться подъему галсами на крутом горном участке, где движение по прямой без лебедки просто невозможно. Не сразу удастся представить и то, как движение машины по маршруту может обеспечивать не один штурман в кабине, как это обычно происходит в классическом ралли, а десять штурманов, распределенных по всей трассе подъема и связанных единой радиосетью.
— Мы покорили высшую точку Восточной Сибири Монгун-Тайгу в 2014 году, 3976 метров, маленьким составом — три человека — за рекордные 13 часов. В отличие от предыдущих автовосходителей, которые сделали это за 3 дня.Из интервью Руслана Кириченко для Membra
Не исключено, что на некоторых участках маршрута команде придется буквально изменять рельеф: пробивать или даже прорезать проходы для машины там, где проехать без этого не удастся.
Четырехколесный альпинист
Альпинизм — сложный вид спорта. Горы требуют от восходителей отличной технической подготовки, а от их снаряжения — не меньшего технического совершенства. Особенно если речь заходит об автомобильном альпинизме, в котором именно технические составляющие играют важнейшую роль.
Очевидно, что восхождение, а точнее сказать — возъезжание, на горную вершину высотой более 7000 метров — это экстремальная инженерно-техническая задача. Всякий обычный автомобиль, даже доставленный на гору «силой», немедленно превратится там в памятник самому себе. Поэтому подготовка машины-альпиниста сродни строительству лунохода. Да и выглядит такая машина не как привычное авто, а скорее как космический первопроходец.
Огромные колеса с грунтозацепами и такой же огромный клиренс, кресла-ложементы Sparco с мощными ремнями безопасности, футуристические прожектора и масса необычного навесного оборудования, без которого на космических высотах просто нечего делать. Эта машина оснащена даже самым настоящим якорем. Закрепиться в ледяной трещине или глубоком снегу и подтянуться вверх с помощью лебедки — это часто единственная возможность продолжить движение к вершине.
Иногда двигаться вперед можно, только встав на якорь
Не менее интересна и начинка «лунохода». Его полноприводная трансмиссия имеет как межколесные, так и межосевые блокировки, а мощная лебедка с механическим приводом от раздаточной коробки намного надежнее электрической.
Система подкачки колес оснащена раздельными контурами — пилот с помощью специальных клавиш управления прямо на ходу может устанавливать нужное ему давление отдельно в каждом колесе.
Подвеска машины включает в себя внушительные пружинные амортизаторы, специально разработанные для тяжелых трофи- и ралли-рейдов.
Но главная изюминка горного проходимца — это, конечно, его “high rise motor”: под углепластиковым капотом скрыт V-образный алюминиевый двигатель с рабочим объемом 5,7 литров и мощностью 345 лошадиных сил. Далеко не всякий спорткар может похвастаться такими характеристиками мотора! Да что спорткар, эта силовая установка используется даже в вертолетах.
Характеристики мощности некоторых спортивных автомобилей и прототипа HRM (л. с.)
Однако, чтобы это мощное сердце стало по-настоящему высокогорным, его надо акклиматизировать, научить правильно «дышать» в условиях крайне разряженной атмосферы, и это одна из главных технических головоломок для инженеров команды. Вероятнее всего, для подачи в камеры сгорания нужного количества воздуха специалистам предстоит разработать не имеющую аналогов гибридную систему, в которой регулируемый турбонаддув будет сочетаться с принудительным впрыском чистого кислорода.
Не исключены также перепрошивка «мозгов» двигателя и переход на другие виды топлива — этанол или высокоэффективный бензин для поршневых авиационных двигателей.
Воистину, рекордные восхождения требуют и рекордных инженерных решений.
Выгодные предложения от HRM
Одной из привлекательных сторон проекта покорения Музтаг-Ата является открытый список его участников. Иными словами, присоединиться к экспедиции может каждый, кто чувствует в себе силы и имеет соответствующие технические и финансовые возможности. Для таких смельчаков команда HRM подготовила пакеты предложений на любой вкус.
Самое впечатляющее предложение — попробовать проделать с командой весь путь от Исаакиевского собора до вершины горы и получить личный сертификат Книги рекордов Гиннесса. Если же времени немного, то можно прилететь к месту на самолете и присоединиться к команде на самом интересном этапе. Более спокойные натуры, склонные к созерцательности и обожающие путешествия, наверняка захотят проехать от Питера до Кашгара своим ходом и внести посильный вклад в успех восхождения, не покидая базового лагеря.
Но самый главный момент, который может быть очень привлекателен для производителей или продавцов автомобильной техники, — это уникальная возможность трансформации прототипа в машину с внешностью любой автомобильной марки. Особенность конструирования автомобиля-прототипа такова, что его внешние кузовные панели могут быть любыми. Сложно переоценить рекламный эффект от вида серийного автомобиля на вершине Музтаг-Аты, куда он добрался своим ходом, попав по ходу дела в Книгу рекордов Гиннесса.
Иными словами, команда HRM открыта для любых, даже совершенно фантастических предложений, ведь кому, как не им, умным и смелым новаторам, двигать прогресс вопреки препятствиям и ограничениям современного мира.