Готовь сани летом, а прототип для автовосхождения — зимой. Рецепт успеха команды High Rise Motors
В подготовке серьезных экспедиций мелочей не бывает. Можно произвести тысячи теоретических расчетов, построить любые математические модели, но все равно какая-нибудь неучтенная равнинная «муха», по всем законам Мерфи, непременно превратится в горного «слона», а мало кто знает, что делать с внезапно возникшим в горах слоном.
Чертежи, формулы... Успех требует расчета
Алексей Леонов — первый космонавт, совершивший выход в открытый космос, едва там не остался из-за непредвиденных проблем со скафандром. В безвоздушном пространстве он раздулся так, что перестал влезать в люк шлюзовой камеры, и Леонову стоило больших усилий вернуться обратно в корабль.
Первопроходцы из команды HRM, о ярком и амбициозном проекте которых мы уже сообщали, собираются покорить на своем прототипе высоту, которая по автомобильным меркам является вполне космической. И такой рекордный проект не может обойтись без тщательной испытательной программы. Лишь натурные испытания техники и экипажа в условиях, максимально приближенных к «боевым», способны не только поставить правильные и порой неожиданные вопросы, но и найти на них исчерпывающие ответы.
Команда HRM отправляется на тесты в Ловозерские тундры
Именно поэтому в начале февраля команда HRM отправляется на тесты в Ловозерские тундры — горный массив на Кольском полуострове, который по своему рельефу, структуре снежного покрова и погоде наиболее полно соответствует условиям предстоящего рекордного автовосхождения на вершину Музтаг-Ата.
Импровизированный штаб. Валерий Шамало и Руслан Кириченко обсуждают технические детали движения прототипа по снежным склонам
Испытаниям подвергнется все. Пилоты и штурманы будут оттачивать свое внедорожное водительское мастерство и «приучать» машину к горам. Помимо тренировок, Руслан Кириченко, Валерий Шамало и Алексей Лончинский проведут эксплуатационные испытания всех агрегатов прототипа — как уже установленных и прошедших обкатку на равнинных трофи, так и новых, предназначенных специально для горного штурма.
— В Ловозерских тундрах есть возможность выбора крутизны и протяженности склона. Есть очень длинные снеговые некрутые склоны, до 35–40 градусов — что нам, в принципе, и требуется. Необходимо почувствовать, каким образом, в каком снегу машина будет ехать, а в каком она ехать не будет. В каком снегу нужно уже будет применять лебедку, на какой крутизне, а на какой еще можно проехать. На каком давлении, опять же, можно проехать. Это все тренировка и для самого пилота, и для машины, на которой такие колеса низкого давления еще не стояли. Очень важно понять, как она будет себя вести на таких колесах.
Из беседы с организатором проекта Русланом Кириченко
В ходе испытаний тщательному анализу подвергнется работа двигателя, систем охлаждения и электрооборудование, в частности аккумуляторная батарея от компании OPTIMA. Будет внимательно изучено поведение трансмиссионных и моторных масел, смазок и других эксплуатационных жидкостей, специально подобранных компанией RAVENOL для этого проекта.
Руслан Кириченко тренирует колесо Avtoros
Особое внимание будет уделено колесам, предоставленным компанией Avtoros, так как именно от них во многом зависит успех восхождения. Внедорожные покрышки или, как их называют сами спортсмены, «булки», предназначены специально для высокогорной эксплуатации в условиях низких температур. Они имеют огромный диаметр в 49 дюймов, особый химический состав резины и специальный рисунок протектора. На крутых заснеженных подъемах важно, чтобы резина сохраняла свою мягкость, эластичность, не перемалывала лед и горную породу, а цеплялась буквально за каждую снежинку. Такие колеса благодаря своему размеру и низкому внутреннему давлению умеют не только «обнимать» выступающие камни, но и держаться на льду, насте и даже на пухляке — слое свежего пушистого снежного покрова.
Прототип HRM на транспортировочном прицепе. Последние минуты перед стартом
Испытания в Ловозерских тундрах являются важной частью обширной программы подготовки команды, но не менее серьезную работу придется проделать инженерам High Rise Motors в лаборатории. Необходимо научить двигатель прототипа «дышать» на больших высотах. Мотор должен выдавать необходимую мощность и надежно запускаться в условиях сильно разряженного воздуха высокогорья. Теоретические расчеты показывают, что помимо мощного нагнетателя (турбины или компрессора) с изменяемыми параметрами, потребуется также непосредственный впрыск кислорода в воздухозаборник системы питания силовой установки.
Серьезность, с которой команда HRM подходит к тестам в Ловозерских тундрах, впечатляет. Помимо стандартного оборудования — если вообще хоть что-то в этом проекте можно назвать стандартным, — будет испытано и уникальное снаряжение. Например, специально подготовленный снежный якорь — внушительный алюминиевый крюк сложного профиля, предназначенный для закрепления троса автомобильной лебедки в слое снега на такой крутизне, где подниматься своим ходом прототип уже не сможет.
Очевидно, что организация и проведение такой тренировочно-испытательной экспедиции является признаком высокого профессионального уровня автовосходителей HRM и свидетельством их нацеленности на результат.
Это значит, что альпинисты и их техника в сложных условиях рекордного восхождения не подведут и окажутся на высоте — во всех смыслах этого слова. Их успех сможет разделить каждый, кто захочет присоединиться к уникальному проекту HRM. Команда высокогорных моторов (High Rise Motors) приглашает партнеров, готовых принять участие в серьезном мужском деле и оказать помощь в подготовке и проведении рекордного восхождения, — лавров хватит на всех.